Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа
Группа I. Русские иконки-привески XI-XVI вв. с изображением Христа
Изображения Христа занимают главное место как в православном храме, так и в доме христианина. Христос на них чаще всего облачен в хитон и гиматий (верхняя одежда в виде плаща) и имеет в руках книгу (закрытую или раскрытую) или свиток. Лик Христа на фресках, темперных иконах и большинстве произведений мелкой пластики, в частности нательных крестов с изображением Иисуса Христа, окружает крестчатый нимб, в который могут быть вписаны греческие буквы οων, что означает «Сущий» или «Тот, Кто есть» и передает слова Бога, сказанные пророку Моисею (Исх. 3: 13–14). Слева и справа от фигуры Христа обычно помещены монограммы IC – ХС под титлами.
Изображения Спасителя на иконках-привесках, составляющих группу I (36 экз.; 10,4% от общего количества), относятся к четырем основным иконографическим под группам (рис. 4): I.А. Спас Эммануил; I.Б. Господь Вседержитель; I.В. Спас на Престоле; I.Г. Нерукотворенный Образ Спаса.
Подгруппа I.А. Иконки с изображением Спаса Эммануила.
Спас Эммануил (имя означает «С нами Бог») – иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте (рис. 4.1). Наименование об раза связано с пророчеством Исайи «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), исполнившимся в Рождестве Христовом. Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока, как самостоятельным, так и в составе более сложных композиций. Отрок Христос всегда изображается отмеченным печатью духовной зрелости и, как правило, со свитком в руках.
Иконки-привески с изображением Спаса Эммануила, вошедшие в статью, (табл. I, 1-5) имеют круглую, киотчатую и арочную формы и от носятся к XII-XIII вв. Места находки публикуемых экземпляров, как правило, расположены в пределах исторической территории Киевской Руси.
Подгруппа I.Б. Иконки с изображением Господа Вседержителя.
Образ Господа Вседержителя (Пантократора) можно увидеть в каждом православном храме. Он обычно находится справа от Царских Врат на иконостасе или изображается на сводах храма, показывая, что Христос смотрит на нас с небес. Лик Спасителя отражает здесь возраст Христа периода проповедничества: у него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, не большие усы и короткая борода. Его правая рука в благословляющем жесте, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие (рис. 4.1).
Господь Вседержитель – это Творец, Владыка, Судия и Спаситель мира. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете: «Где ты был, когда Я полагал основание земли?.. Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?» (Иов. 38–39); «Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16: 7) и др.
Иконки-привески с изображением Господа Вседержителя, вошедшие в Каталог, (табл. I, 6-16; II, 17-24; III, 25-33) чаще всего имеют круглую форму, реже – прямоугольную, киотчатую и арочную формы. В подавляющем большинстве случаев они относятся к домонгольскому времени, в том числе уникальная рельефно-ажурная иконка XI-XII вв. (табл. I, 16), и найдены, за некоторыми исключениями, в пределах исторической территории Киевской Руси.
Подгруппа I.В. Иконки с изображением Спаса на Престоле.
Изображение Спаса, восседающего на Престоле (рис. 4.2), имеет ряд общих иконографических элементов с изображением Господа Вседержителя, в частности книгу, благословляющую руку и др. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – знак царственной славы Спасителя. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу…» (Мф. 19: 28).
Две иконки-привески с изображением Спаса на Престоле, вошедшие в Каталог (табл. III, 34, 35), имеют киотчатую форму (тип 4), являются репликами одного и того же прототипа и датируются XII – первой половиной XIII в. Одна из них найдена на исторической территории Киевской Руси.
Подгруппа I.Г. Иконки с изображением Нерукотворенного Образа Спаса.
По христианскому преданию, известному с IV в., Нерукотворенный образ Спаса – лик Христа на убрусе (плате) – был запечатлен для царя Эдессы после того, как посланный им худож ник не сумел изобразить Христа. Христос умыл лицо, отер его убрусом, на котором остался отпечаток, и вручил убрус художнику. Таким образом, согласно преданию, убрус с ликом Спасителя стал первой в истории иконой Христа. В 944 г. эта икона была перенесена в Константинополь, а за тем иконография Нерукотворенного Образа Спаса была усвоена искусством Древней Руси (рис. 4.2). Одна из древнейших русских темперных икон с этим сюжетом – Новгородский Спас Нерукотворный – датируется второй полови ной XII в. (ред. В металлопластике образ Спаса Нерукотворенного получил большее распространение на нательных крестах XV-XVI вв., где изображался с вместе с избранными святыми, чем на иконках-привесках.)
Единственная иконка-привеска с изображением Нерукотворенного Образа Спаса, вошедшая в статью (табл. III, 36), имеет ромбовидную форму, происходит из Новгородской области и датируется XV-началом XVI в.